Тема: Виды треугольников (№ 1-4, с. 61)
Цели урока:
1.Познакомить с разными видами треугольников.
2.Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
3.Развивать познавательную активность.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Сегодня, друзья, мы отправимся в путь
Хорошее настроение взять с собой не позабудь!
Ждут нас встречи и друзья,
Треугольников семья.
II. Устный счет
Случай странный!
Случай редкий!
Цифры в соре! Вот те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Труд не легкий! Труд не малый!
Сделай так, чтоб на листке
Цифра каждая стояла
От соседок вдалеке!
III. Работа над новой темой
1.Этот город нам знаком.
Мы были в нем когда-то.
И вот на страже у ворот
Стоят родных три брата.
(Треугольники разных цветов.)
— Почему мы назвали эти фигуры братьями''
— Чем они отличаются от всех других фигур?
— Назовите признаки треугольника.
Какие «имена» носят братья?
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник.
Я тупо-прямо-остро Угольный треугольник.
— По какому признаку получили «имена» братья? (По названию углов.)
- Все в этом городе треугольной формы, дома, деревья, даже окна и двери, цветы и трава. И горожане так о себе говорят.
Все в нашем городе — друзья,
Дружнее — не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
2. Пропуском в этот замечательный город будет треугольник, который вам предстоит сложить. (На столах детей разноцветные полоски разной длины.)
Практическая работа. (Дети складывают треугольники.)
—Полоски, какой длины вы использовали? (Одинаковые, две длинные, одну короткую.)
—А из каких полосок никогда не сможем построить треугольник? (Из двух коротких и одной длинной.)
Действительно, в этом случае ломаная линия не сможет замкнуться и треугольник просто не получится. В геометрии существует такое правило: какие бы две стороны мы не взяли из трех, две всегда должны быть длиннее третьей.
Проверьте это правило, используя полоски.
(Дети строят треугольники.)
а) Возьмите три одинаковые палочки-полоски.
—Что скажете о длинах сторон этого треугольника? (Они одинаковые.)
—Или как сказать по-другому? (Равные.)
—Как вы думаете, какое у него «имя»? (Равносторонний треугольник.)
б) Возьмите две одинаковые полоски, а третью короче.
(Дети строят треугольник.)
— Что скажете о сторонах треугольника? (Две стороны длинные одинаковые.)
Такие треугольники принято называть — равнобедренными,
в) А сейчас возьмите три разных полоски, но помните о правиле. Постройте треугольник.
—Какой длины его стороны? (Разные.)
—Как вы думаете у него какое «имя». (Разносторонний треугольник.)
—Можно эти треугольники назвать братьями? (Да.)
—По какому признаку? (По длинам сторон.)
3.Проверим наши выводы. Прочитайте параграф учебника, с.61.
4. Задание на смекалку.
- Как здорово в городе Треугольников!
— Из пяти спичек сложите два треугольника.
5. Работа на компьютере.
- Сейчас предлагаю вам отправится в гости к геометрическим фигурам. Определите сколько и какие фигуры.
6. Нам друзья возвращаться пора,
Но друзья треугольники хотят
Знать, хорошо ли вы запомнили их имена.
(Учитель показывает треугольники разных видов, дети отвечают.)
IV. Работа над пройденным материалом
1.№2,с.61. Прочитайте задачу.
— Что вам непонятно в задаче?
Припек — это прибыль по весу, ведь в тесто добавляют различные ингредиенты.
—Как удобнее записать задачу кратко? (В таблицу.)
—Какие графы будут в таблице?
Мука |
Припек |
Хлеб |
10кг |
4 кг? 1)(-) |
14 кг |
?. |
28 кг |
? |
— Ответить на вопрос задачи мы сможем? (Да.) Как? (Вычтем.)
- Внимательно посмотрите таблицу и дополните ее числом, которое, мы получили.
—Что можете сказать о первой строке? (В ней сейчас все известно.)
—О второй? (Известен только припек.)
— Мы что-то сможем узнать, если будем рассматривать задачу в таком направлении? (Нет.)
Попробуем рассмотреть графы.
—Первая нам что даст? (Ничего не сможем сделать только одно число 4кг и 28кг.)
—Третья? (Тоже одно число.)
—Что мы можем узнать, работая со второй графой? Сравним эти два числа 4 и 28.
—Во сколько раз 28 больше 4? (В 7раз.)
Оказывается, 7 раз по 4 кг содержится в 28 кг. Значит, муки и хлеба тоже будет в 7 раз больше.
—Сколько килограммов муки надо взять? (10∙7 =70 (кг) муки)
—Сколько из этой муки получат хлеба?
—(70 + 28 = 98 (кг) — хлеба.)
2. № 1, с. 61 — выполнить самостоятельно.
Самопроверка.
V. Итог урока и Домашнее задание
1.Учебник: № 3,4, лабиринт, с. 61.
2.Тетрадь: № 15, с. 52.
(дополнительное задание для сильных учащихся).