§ 7. Человек и компьютер
Цели:
• расширить представление учащихся об инструментах. Подготовить учащихся для понимания ПК как универсального инструмента для обработки информации. Представить учащимся компьютер, как инструмент для работы с информацией;
• познакомить учащихся в общих чертах с назначением и основными функциями ПК (компьютер как средство хранения и обработки информации и участник процесса передачи информации на большие расстояния);
• продолжить освоение программных средств и клавиатуры компьютера.
Педагогические задачи:
• развивать наблюдательность, исследовательские навыки, стремление к самостоятельности;
• формировать навыки описания, сравнения, проведения экспертизы;
• прививать навыки оптимальной технологии работы с информацией.
Ключевые понятия: компьютер, инструмент.
Дополнительные понятия (для постепенного пополнения пассивного, а затем и активного словарного запаса: хранение информации, обработка информации, графическая информация, текстовая информация.
Требования к уровню освоения учебного материала:
• иметь представление о компьютере, как универсальном инструменте для работы с информацией;
• понимать, что компьютер может использоваться для хранения, обработки и передачи информации на большие расстояния;
• уметь работать с программой «Клавиатурный тренажер» и использовать ее для знакомства с клавиатурой;
• различать и называть основные группы клавиш на клавиатуре ПК и понимать их назначение.
Характеристика урока:
• форма организации: рассказ с элементами беседы, основанной на эмпирическом опыте учащихся;
• тип урока: комбинированный с элементами диагностики;
• стратегия: исследовательская, опережающая, творческая.
Обеспечение урока:
• Учебник.
• РТ № 1.
• Дополнительный дидактический материал: таблицы, плакаты, индивидуальные карточки. Ключевые слова на карточках для организации игры: виды информации, звуковая информация, визуальная информация, вкусовая информация, тактильная информация, обонятельная информация, приемник информации, источник информации, передача информации, восприятие информации.
Обеспечение урока:
• Письменные принадлежности.
• Демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран).
• Презентация к уроку 7, программа «Клавиатурный тренажер».
• Карточки с тестовыми заданиями (8-10), экспертные листы (3).
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности с выборочным повторением.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Выполнение заданий в РТ
5. Физкультминутка.
6. Компьютерный практикум.
7. Подведение итогов, обобщение и закрепление нового материала.
8. Комментарии к домашнему заданию.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности с выборочным повторением объяснение нового материала
Эвристическая беседа
На уроках информатики мы познакомились с разными видами информации, особенностями восприятия и передачи информации, как непосредственно, так и с помощью технических средств. Мы узнали об источниках и приемниках информации. Многие очень важные термины информатики мы использовали и понимали их значение. Это такие термины, как «работа с информацией», «обработка информации», «действия с информацией». Давайте попробуем догадаться, одинаковы ли по смыслу эти понятия: «работа» и «обработка», «действие»? Ответ на этот вопрос — нет. Работа с информацией — это общее название разных действий с информацией: обработки, хранения, передачи, использования. Можно рассмотреть примеры каждого действия отдельно. Рассмотрим следующий пример: учитель диктует, а дети записывают. Звуковая информация, воспринимаемая от учителя, преобразуется в мысленные «слова». Мысленные «слова» записываются в тетради, то есть преобразуются в записи, в письменную информацию. (Здесь молено выслушать мнение учащихся, а затем обобщить и подвести итоги по ключевым словам.)
Вопрос. Кто-нибудь может привести пример обработки информации? (Если учащиеся затрудняются привести пример, то учитель начинает, а затем подключает детей. Если они пытаются отвечать, то можно уточнить, продолжить, завершить мысль.) При решении задачи по математике вы, используя данные, производите над ними необходимые арифметические действия. Это и есть обработка числовой информации. При чтении текста параграфа вы производите обработку текстовой информации. В чем она заключается? В том, что вы выделяете главные мысли, запоминаете слова-термины, продумываете ответ или план рассказа и пр. Вспомните, как на прошлом уроке мы играли в игру «Картинки по телефону». Вам пришлось, глядя на рисунок, словами описать его. Вы преобразовывали графическую информацию в текстовую. Во всех приведенных случаях работу осуществлял ваш мозг. Вы думали, уясняли смысл, считали и писали, рассказывали. Для работы с информацией у человека есть помощники. Это, например, компьютер. Часто компьютер называют инструментом для работы с информацией.
Вопрос. Где вы еще встречались с понятием «инструмент»? (Музыкальный, столярный, слесарный, хирургический, швейный инструменты и пр.) Любые инструменты являются помощниками человека, он их использует, чтобы проще и лучше выполнить какую-либо работу: починить мебель, забить гвоздь, накачать велосипедную шину, подстричь волосы и пр. Все вышеперечисленные инструменты используют для работы с вещами, предметами. Для работы с информацией используются, например, фотоаппарат, телефон, калькулятор. Компьютер отличается от других инструментов обработки информации тем, что его можно использовать как вместо калькулятора, так и вместо фотоаппарата, пишущей машинки и пр. Компьютер может хранить очень большой объем информации, передавать ее на большие расстояния.
Таким образом, компьютер выполняет все виды работы с информацией: хранит, обрабатывает, участвует в передаче информации. Вы уже обратили внимание, что компьютер может работать с разной информацией: текстовой, графической, звуковой и числовой.
Вопрос. С какими видами информации компьютер не может работать? (Вкусовой, обонятельной и тактильной.)
Компьютерный практикум См. приложение и электронное пособие. Подведение итогов
• Компьютер — инструмент для работы с разными видами информации: звуковой, текстовой, графической и числовой.
• Компьютер может обрабатывать информацию, хранить и передавать ее на большие расстояния.
• Информация вводится в компьютер через клавиатуру.
Домашнее задание
1. § 7 «Человек и компьютер».
2. Вопросы в конце параграфа.
3. Задания в РТ к § 7 (по выбору учителя).
4. Дополнительное чтение к § 7: «Компьютер и информация».
5. Выписать в РТ новые слова.
|