Сайт Шептухиной Людмилы Владимировны

 учителя начальных классов 

средней общеобразовательной школы № 2 г. Бугуруслана  

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование информационных технологий для повышения качества образовательного процесса
МОУ СОШ № 2 Практико-ориентированный проект. Шептухиной Людмилы Владимировны. Бугуруслан. Использование информационных технологий для повышения качества образовательного процесса. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс характеризуется продуманной и сбалансированной системой контроля усвоения учащимися предметных знаний. Точность и полнота информации об уровне пройденного материала, как отдельными учениками, так и группами детей и классом в целом делает дальнейшую учебу адресной, эффективной и качественной. Почему же определенная часть выпускников общеобразовательных школ имеет значительные пробелы в знаниях по основным дисциплинам, в первую очередь по математике и русскому языку? Одна из причин, видимо, в том, что традиционные средства (устные опросы всех видов, письменные самостоятельные работы и контрольные работы, административные срезы) не вполне подходят для организации полноценного мониторинга качества обучения. Ограниченное число заданий не позволяет всесторонне охватить изученный материал, а их комбинированных характер приводит к возможности точно указать на конкретные пробелы в знаниях и умениях, не говоря уже о составлении индивидуальных программ их устранения. Также нельзя не отметить, что обработка и анализ результатов письменных работ очень трудоемки, и это при том, что, как правило, весь анализ сводится к статистическим выкладкам по процентному распределению ошибок в разных заданиях, что затрудняет индивидуальную работу с учеником. Именно поэтому в своей работе я решила использовать методы информационных технологий, как одно из средств повышения качества образовательного процесса. Цель работы: • Внедрить новые информационные технологии в образовательный процесс; • Содействовать организации эффективного учебного процесса с использованием информационных технологий. В самом начале работы передо мной встали основные организационные задачи: • Обучение учащихся приемам работы на компьютере; • Обучение учащихся приемам работы с программой (это необходимое условие, так как только уверенное владение клавиатурой и мышью позволяет свести к минимуму «случайные ошибки»); • Организация эффективной работы в компьютерном классе; • Деление класса на 2-3 группы в зависимости от количества компьютеров. Учащимся свойственно подражание, стремление быть как взрослые. Взрослые (экономисты, инженеры, менеджеры и т.д.) работают с компьютером. Преподавание в начальной школе языка, математики, естествознания даже в наш информативно насыщенное время проводится все теми же методами, что и 10-15 лет назад. В такой ситуации понятно стремление педагогов внедрить в практику начальной школы новейшие информационные технологии, в частности компьютерные, повышающие общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся, поддерживающие учителей в состоянии творческого поиска. Современные дети не боятся компьютера и готовы осваивать его и дома, и в школе, А что педагоги могут предложить ученикам младших классов, чтобы по-настоящему и надолго заинтересовать их информатикой? Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются: · технические, т. е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; · методические, т. е. умения необходимые для грамотного обучения младших школьников информатике; • технологические, т. е. умения необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. Принимая во внимание, что программы по основным предметам никто изменять не станет, подстраиваясь под информатику, программа изучения информатики в начальной школе учитывает программы по основным предметам. Тем самым она становится полезной и ученику, и учителю. Ученику помогает изучать основные дисциплины, учителю разнообразить примеры и задания по изучаемой теме, вести контроль знаний. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию обучения. 3 года работы с применением компьютера на уроках дали мне возможность обобщить и систематизировать накопленный материал. Сделаны первые шаги. Появилась первая информация для размышления. Составила описание тех программ, которые у меня имеются. В процессе работы сделала выводы, что использование информационных моделей даёт возможность: · самостоятельно разобрать материал, используя подсказки и текстовые справочники; · расширить знания по справочникам; · составить индивидуальную программу обучения для каждого ученика; · проводить контроль учащихся; · научить владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. На уроках информатики используются программы, которые не только учат работе с компьютером, но и помогают овладеть навыками счета, чтения, письма и т.д. Среди них такие, как «Наставник». Сложность постепенно нарастает. Программа предлагается не ранее, чем эта тема пройдет по основному предмету. Заданное направление находит продолжение в следующих классах. Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации заметно повышает запоминаемость уже до 40%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой должны быть показаны самые важные моменты темы. На экране могут также появляться определения, правила, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. На всех уроках при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, так на уроках математики, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста. Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, учиться оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная работа. Уроки информационной поддержки не только расширяют и закрепляют полученные знания. Но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника исключительно велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью НИТ. Но для того, чтобы учащиеся начальной школы могли в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, мы должны позаботиться об универсальности их пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня. Проблема использования ИКТ сегодня требует осмысления того, насколько целесообразно и эффективно они используются на уроках и во внеурочное время, насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса, насколько разработаны и обоснованны методики их применения. В течение последних трёх лет работаю по теме «Использование информационных технологий как одно из средств повышения качества учебно-познавательного процесса». За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках: 1. Работа в Word: тексты документально-методических комплексов, КИМы, дидактический раздаточный материал 2. Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников, организация самостоятельной работы, проекты 3. Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы 4. Использование Internet и медиа-ресурсов: тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д. Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией. Делая сравнительный анализ уровня обученности в классах с использованием ИКТ, и в классах с традиционной методикой, пришла к выводу, что качество усвоения учебного материала выше на уроках, проведенных с использованием ИКТ. Обучающая деятельность не ограничивается уроками, а продолжается на кружке. Поддержанию устойчивого интереса к процессу обучения способствует активное участие ребят в различных конкурсах, олимпиадах. Победы ребят в таких мероприятиях радуют и задают положительной настрой всем участникам образовательного процесса для дальнейшего продвижения вперед. Данная система работы позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, способствующую росту внутренней мотивации к учению, что проявляется в росте познавательной потребности и активности, увеличении количества и качества выполняемых учащимися творческих и исследовательских работ. В «ОБЯЗАТЕЛЬНОМИ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» для начальной школы в части, касающейся информатики, перечисляются требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу: В результате изучения технологии ученик должен знать/понимать • роль трудовой деятельности в жизни человека; • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); • основные источники информации; • назначение основных устройств компьютера; • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером); уметь выполнять инструкции при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.); соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий; создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в процессе совместной работы; решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания простых информационных объектов на компьютере. Одной из перспективных линий информатизации современного образования стало использование информационных технологий в дидактике начальной школы, о чем свидетельствуют исследования ученых и педагогов-практиков, а также накопленный педагогический опыт. Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий. Как показывает практика, очевидный способ совместного проведения занятий не получает широкого распространения в начальной школе: для индивидуализации процесса работы в компьютерном классе учащихся необходимо делить на группы, а при этом встает вопрос о том, кто и как будет работать с оставшейся группой в учебном классе. Кроме того, сложившаяся социально-экономическая ситуация уже длительное время не стимулирует большинство учителей, зачастую перегруженных другими заботами, к новаторской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, предлагается выход: объединить возможности по формированию учебной деятельности и развитию индивидуальности учащихся обоих учителей, но при этом максимально упростить их работу по подготовке и проведению занятия, возложив эти функции на компьютер. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к первому звену школьного образования в начальной школе. По моему мнению, обучение информатике стоит начинать именно в начальной школе. В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствует развитию ребенка как творческой личности. Успех компьютеризации учебного процесса во многом зависит от компетентности преподавателей, причем не в меньшей степени, чем от качества используемых технических средств и содержания компьютерных программ. Специалистов, способных качественно обучать детей младшего школьного возраста основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики, необходимо специально готовить. Эти специалисты должны хорошо разбираться в психологии ребенка, хорошо владеть методическими приемами обучения детей младшего школьного возраста и быть специалистами в области информационных технологий. В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, не просто иметь представление о нем, а уметь на нем работать, уметь пользоваться этой техникой. На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработки информации. В связи с этим на уроках информатики мною широко используются разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких школьных дисциплин, как математика, природоведение, английский язык и т.д., раскрываются межпредметные связи. Уровень развития системного мышления во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развивать мышление надо целенаправленно, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование с системных позиций. Именно в этом аспекте наиболее продуктивной является образовательная область информатики, где аккумулирован огромный потенциал компьютерных методов исследования любых предметных областей. Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода мета предмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей. При этом помимо развития системного мышления, может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах. Причем это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество. На первом этапе развития системного мышления я учю младшего школьника понимать, что же такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель, и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит, и объекта. Прежде всего, необходимо научить корректно, формулировать цель. Затем, задавшись некоей формой представления информации об объекте, отобрать в соответствии с целью наиболее существенную. Предлагается в качестве такой формы использовать таблицу, где приводятся параметры и действия, характеризующие объект. Информация об объекте, представленная в зависимости от поставленной цели совокупностью параметров и действий (информационной моделью), будет служить базой для исследований на компьютере. Более сложным и неоднозначным этапом формирования системного мышления будет второй этап, где предстоит научить представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, надо разъяснить, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно. На следующем третьем этапе особое внимание будет уделено моделированию на компьютере. При этом акцент надо поставить на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании следует брать задачи из других школьных дисциплин. Тем самым естественным образом будет обеспечено решение одной из часто обсуждаемых педагогических проблем - организация межпредметных связей. Руководство по проведению занятия должен осуществлять учитель начальных классов: при помощи сборников дидактических материалов он выбирает необходимые для поддержки учебного процесса упражнения и определяет порядок их использования. Подобный подход к изучению информатики, на мой взгляд, позволяет на деле и уже сегодня осуществлять принципы гуманизации нашего образования, предполагающие поворот школы к ребенку, принятие его личностных целей и интересов. Формированию учебной деятельности при этом сопутствует и развитие индивидуальности учащегося, его интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер, воспитание информационной культуры будущего члена нового информационного общества XXI века.
Приложение. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации: • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальных классов должна быть не более 1 5 минут. • С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме. Примерный комплекс упражнений для глаз: 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз. 5. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное статическое напряжение. 6. Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. 7. Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз. 8. Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.
Категория: Мои статьи | Добавил: sheptlv (07.12.2009)
Просмотров: 2154 | Рейтинг: 5.0/4 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz