Сайт Шептухиной Людмилы Владимировны

 учителя начальных классов 

средней общеобразовательной школы № 2 г. Бугуруслана  

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности работы с обучающимися начальной школы с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю второй год. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Дина С. обучается в классе с 1 класса. Хочется отметить, что Дина быстро адаптировалась в классе. В первом классе было выявлено, что Дина не усваивает школьную программу из-за задержки речевого и психического развития. В ходе урока Дина не участвовала, не могла ответить на поставленные вопросы, так как словарный запас ограничен, темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью. Внимание неустойчиво, часто отвлекается, быстро устает. Объем памяти маленький. Адаптация к школе была растянута по времени в связи с тем, что не была готов к школе. Уровень развития речи ребёнка не соответствовал возрастной норме. У Дины наблюдалось отставание в развитии фонематического восприятия: ученица затрудняется в различении оппозиционных фонем, не могла проанализировать звуковой, слоговой состав слова, допускала пропуски, перестановки, добавления букв. Девочка по прослушанному тексту не отвечала на вопросы, не могла составить распространённое предложение, осуществить последовательный точный пересказ. Чтение было механическое с многочисленными ошибками. Не могла осмыслить прочитанное, пересказать. Списывала с печатного текста. Написать под диктовку не могла, написание изложений и сочинений вызывало трудность, т.к., Дина не могла осмысленно написать слова и предложения. (Был просто набор букв)

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Дианы, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК, во втором классе ученица была выведена на ПМПК, где был определен вид обучения 7.1. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ.

Обозначив для себя проблему, чтобы организовать образовательную деятельность ученика, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, семинары, курсы, интернет-сайты, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогами и узкими специалистами школы. Стала искать пути её решения.

Разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), индивидуальный образовательный маршрут, дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью. Дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика с ОВЗ как одна из форм организации коррекционной работы педагога и узких специалистов. Коррекционный дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой учителем.

Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.

Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учитель, работающий с детьми с различными проблемами в здоровье, должен знать особенности работы с каждой группой. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

На своих уроках я использую памятки проверки:

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Закрепление учебного материала провожу с использованием:

1. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.

2. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.

3. «Математический тренажер». Систематически провожу устную работу по этому тренажёру, что способствует развитию вычислительных навыков.

4. Разно уровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях.

Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи.

Для развития внимания я применяю упражнения «Волна». На расслабление упражнения «Ежик и солнышко».

В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные коррекционные упражнения для конкретного урока. Важно сочетать разные виды коррекционных упражнений, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), и это определяет учитель путем наблюдения за такими особыми детьми.

Категория: Мои статьи | Добавил: sheptlv (07.01.2019)
Просмотров: 345 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz